Кто-то уже знает, кто-то не знает, но эту субботу я решила провести под землей. В прямом смысле - полезла в катакомбы.
Полезла, надо сказать, вполне официально, через музей подземных тайн Одессы, на 25 метров под город. С экскурсоводом, в каске (спасибо каске, считать свои удары головой я перестала после пятого(, с фонариком - в общем, красота. Таки да, таки там прохладно, сыро и вход через красный гараж, который со стороны просто красный гараж. Минздрав рекомендует - они не зря советуют взять одежду с длинным рукавом и удобную обувь. Несмотря на короткий (3 км) маршрут, прогулочка выходит ощутимой - за счет того, что ходишь не по ровной поверхности, а по подзземным коридорам вверх-вниз и иногда согнувшись почти что пополам. И не "согнулся-разогнулся", а "согнулся-прошел участок-разогнулся".
Впечатления, конечно, потрясающие. Начиная с бункера женской колонии времен холодной войны и заканчивая партизанскими отрядами. Очень повезло с экскурсоводом - парень оказался веселым, общительным и экскурсию провел потрясающе. Отдельно стоит отметить картины Алекса Горна, великолепно дополняющие основную экспозицию, это было потрясающе.
Но лично мой фаворит - якорь. ЯКОРЬ. 25 метров под землей, на стене висит якорь. Ну, что сказать - бывает.
Но вообще, наверное, это тот опыт, который очень сложно описать, это надо видеть, трогать и слышать.
Или - не видеть и не слышать. На глубине 25 метров под землей, на берегу кристально прозрачного озерца (виды, кстати, вельми кинематографичные), мы все выключили фонари. Вот она - абсолютная темнота без единого фотона, к которой никогда не привыкнуть. Жаль, что не замолчали - это был потрясающий опыт. Я бы повторила.
Единственное, чего мне не хватило, так это возможности прочитать все развешанные по стенам фотокопии газетных вырезок, но экскурсия и без того была крайне насыщенной.
Но слова словами, а я сейчас попытаюсь немножко разгрести получившиеся фотографии - увы и ах, фотографировала на бегу с фонариком в зубах.
Тыктыктык
Итак, часть первая. Бункер четвертой степени защиты женской колонии (впоследствии была расформирована, Холодная война закончилась, СССР распался, бункер пришел в вельми постапокалиптичный вид)
Гермодвери - на входе и возле кабинета коменданта двойные, еще и за двумя толстенными решетками.
Эта девушка - SCP-объект один из редких рисунков, которые изначально были именно в этой части катакомб сделаны шахтерами - в основном для экспозиции были скопированы рисунки из других зон и все-таки какой объект бы вышел...
Часть экспозиции, посвященная вообще возникновению катакомб и шахтерскому труду в Одессе. Схему строительства рисовал Алекс Горн. Он клевый.
Оригинальные шахтерские инструменты - "акулы", "щуки" и прочие ломики. Ракушняк - камень мягкий.
Подтопленные коридоры. Вода чистая, там даже не живет никто (жрать нечего, живет только грибок и белая плесень Саша), но пить не рекомендуют, а то увезете из Одессы песок не только в тапочках, но и в почках.
А прозрачность воды можете оценить вот по этому кадру, например.
Подземное озеро
Надписями вообще покрыты все стены, от обычных граффити (мой фаворит "Все есть, денег нет") до шахтерских рисунков, но самые важные из них вот такие вот геологические метки. Ребят, над вот такими вот лабиринтами город стоит.
Вот это вот, например, копия. В основном корабли да барышни - как нам сказали, корабли для шахтеров были символом надежды. Уровень художественности разный, кто как умел, тот так и рисовал
Современные надписи
А вот это уже - картины Алекса Горна, корабли, так или иначе имеющие отношение к Одессе, обороне Одессы, революции и так далее.
А вот это - к городской легенде о том, что где-то в катакомбах запрятан килограммовый золотой Титаник...
Военной теме посвящен огромный кусок экспозиции, в основном партизанской деятельности, но не в целом, как музей в Нерубайском, а конкретно драматичной истории отряда Кузнецова-Калошина. Я оставлю тут ссылку на статью для интересующихся. Только я предупреждаю - история не для слабонервных, чего стоила только беременная девушка, которая зачала и выносила ребенка под землей, ни разу не увидев солнечного света.
А когда ты находишься там, где все происходило, когда ты уже способен хотя бы отчасти представить, что это...
Литограф(Я же правильно его назвала, да???)
Стол партизанского командира, с которого кто-то скоммуниздил маленького Сталина.
Партизанские спальни. Спали по восемь человек, чтобы теплее было, выстилалось камышом. Там круглый год +11.
А это, вообще-то, Минотавр, но быка не нашли, заменили бараном Х))
Дырка с доисторическими костями
Это не "шо", это - карстовая пещера (или полость, я не помню). Щель, короче.
В баре нас поили фруктовым чаем с пряниками.
В окружении картин и баяниста (надеюсь, ему вернули паспорт и хорошую зарплату, душевно играл)
А вот и грибок, привееет! Кстати, эта часть экспозиции посвящена пост мортем.
Часть была посвящена и воровской "малине", тоже интересно. (ЕЩЕ БЫ НЕ) Да, это "малина", а не шахтерские поминки Х))
ЯКОРЬ СУКА ЯКОРЬ. Хотя какой это якорь, так, брелочек....
Манекен для тренировки юных карманников. Сзади него написано "Идя на дело - посети клозет", а перед ним - "Оружие вора - вежливость". Крррасота.
Ыыыы, маленький ктулх. Квесты, иногда здесь проводят увесты, свадьбы, дни рождения и прочие крутые мероприятия.
Няшне призрак
Надоедливый экскурсант
Победитель конкурса на самую бесполезную рекламу в мире. Ну, как появился музей, она перестала быть таковой, но вообще, я считаю, это гениально было - над озером в глубине подземного лабиринта Х))
От таки дела, малята.